Извечная тайна останется тайной для нас, Ключи и разгадки навеки сокрыты от нас. Мы видели Знак за едва приоткрытой завесою Тайны, Но едва та Завеса спадет - час последний приходит для нас. |
Так говорил великий поэт много веков назад. Но слова эти не утеряли своей актуальности и по сей день - что светит нам сквозь завесу Небытия? Что нас ждет после падения Завесы - роковой конец или другое начало? Ответа никто дать не может, и мы знаем достоверно только одно - что все мы, рано или поздно, окажемся там, за покровом Небытия...
Однако каким образом слова великого поэта и ученого средневековья Омара Хайяма связаны с основной темой нашей статьи - кинофильмом "2001-й год: Космическая Одиссея"? Не вызывает сомнений, что новелла Артура Кларка, на которой базируется сценарий фильма, является произведением научно-фантастического жанра. Однако в фильме все основные идеи и образы произведения неожиданно обретают глубокий символический и философский оттенок. Даже слово "Одиссея", обычно употребляемое в значении "Великое путешествие", в фильме относится не сколько к героям фильма, сколько ко всему человечеству. Это великое путешествие от полубессознательного существования в облике человекообразной обезьяны до пробуждения сознания и интеллекта, и в финале - раскрытия высокого духовного потенциала в каждом из нас.
Во вступлении к фильму звучит торжественный пассаж из произведения Рихарда Штраусса "Так говорил Заратустра", сопровождаемый необычайно эффектно и красиво представленной планетной конфигурацией - Солнце, Луна и Земля выстроились на одной линии. ( для жителей Земли это событие проявляется как затмение одного из светил, в данном случае - Солнца).
Затмение вообще играет критическую роль в самом фильме, знаменуя драматические перемены в сюжете. Возможно, это намек на то, что космические ритмы гораздо теснее связаны с нашей земной жизнью, чем мы представляем. С другой стороны, три небесных тела могут относится к трем этапам эволюции человека, символически пройденным в фильме. В первой части фильмам мы видим доисторическую Землю, населенную нашими далекими предками - человекообразными обезьянами. Это начальный этап эволюции. Живые существа пока движимы агрессией и чувством голода, и на экране они показанный постоянно дерущимися и поглощающими пищу. Это яркое проявление первичных инстинктов и агрессии, которые в древней Индии связывали с действием энергии кундалини. Кстати, несколько символов, относящихся к кундалини мы встречаем в другом творении режиссера - Заводной Апельсин - это змея, любимец главного персонажа фильма, ( в древней Индии кундалини нередко изображали в виде свернувшейся змеи), а так же гипсовые мужские гениталии, которыми Alex, главные герой убивает свою вторую жертву - старуху.
Однако вернемся на доисторическую Землю - неожиданно в жалком и беспросветном существовании обезьян появляется нечто, заставляющее на короткое время забыть о голоде и борьбе. Это нечто - прямоугольный черный монолит, ключевая загадка фильма. Мы несколько минут видим обезьян, беспомощно суетящихся вокруг черного камня, исполненных изумления и благоговейного страха, и в тщетных попытках понять природу этого загадочного черного объекта, неожиданно ворвавшегося в их жизнь. Через некоторое время после появления монолита происходит событие, коренным образом повлиявшее не только на жизнь обезьяньего племени, но на весь ход истории в целом - наши далекие предки приматы изобрели орудие (и оружие), этим обретая явное превосходство над своими менее разумными братьями. Это дало им возможность противостоять окружающей среде и стать мясоедами, избежав таким образом голода .
Вскоре из доисторического прошлого фильм совершает очень грациозный переход в далекое будущее - пик развития технократической цивилизации. Орудие, изобретенное обезьянами, теперь предельно усложнено и усовершенствовано, мы даже видим первые колонный людей на Луне..
Во второй части фильма действие переносится с Земли на Луну, которая является вторым небесном телом в несколько раз проигранном фильме затмении. Второй монолит обнаружен на Луне, и мы неожиданно становимся свидетелями того, что люди , достигшие невероятных ранее высот в развитии наук и техники, не продвинулись ни на шаг в понимании природы загадочного черного монолита. Они так же растеряны и беспомощны перед ним , как обезьяны. Здесь впервые приходит мысль о сравнении черного монолита с самой главной загадкой , неизбежно и зловеще встающего в жизни каждого человека - загадкой Смерти и смысла бытия. Монолит черного цвета именно потому, что черный - цвет разрушения и траура, и с другой стороны - цвет загадки. Черный цвет таит в себе что-то нераскрытое. Однако в конце фильма, когда герой обнаруживает третий монолит у орбиты Юпитера, он является нашему взору фиолетовым , а не черным! Фиолетовый, а так же, как синий, часто противопоставляется красному цвету для создания психологического контраста (смотри предыдущую статью - "Новые фильмы, старые сказки"). Красный цвет, самый низкий по частоте из видимого спектра цветов, ассоциируется с низшей агрессией и борьбой, в то же время синий - со смирением и духовностью.
На Луне обнаружен второй Монолит |
Таким образом нас подводят к мысли, что зловещий и непостижимый для нас черный монолит таит в себе перспективы духовного роста и преображения. В этом мы убеждаемся в третьей части фильма, где действие с Луны переносится в межзвездное пространство, чтоб достигнуть точки назначения - Юпитера. Мы видим теперь космос глазами космонавтов. До этого он представлен в фильме прекрасным , исполненным гармонии и ритма, что очень ' выразительно передано вальсом "Прекрасный голубой Дунай". Теперь же он холодный и беспредельный, и наполняет космонавтов ощущением одиночества и бесконечной далекости и мелочности земной жизни.
Часть экипажа находится в состоянии спячки - их тела заморожены и покоятся в эмбриоподобных коконах. В дальнейшем у нас создается ощущение, что оба бодрствующих космонавта так же находятся в похожем состоянии - отрешенном и бесчувственном.
Психологический контраст красного и синего |
Когда один из космонавтов погибает от руки суперкомпьютера, мы видим его свободно парящим , с полусогнутыми руками и ногами, и в шлеме, который больше похож на голову насекомого или животного, нежели человека, в необъятных и бесконечно далеких просторах Космоса, и здесь опять возникает ассоциация с эмбриональной стадией развития. Таким образом мы постепенно, волей-неволей, подготавливаемся к красивому и торжественному финалу фильма - рождению Звездного Дитя. Но сперва эмбрионы проходят своеобразный тест на выживание, и большая часть из них (весь экипаж за исключением одного космонавта, Дейва Боумэна) погибает, как и это происходит реально в Природе.
Дейв Боумэн благополучно проходит тест на выживание: в одном из кадров фильма мы видим его скрюченным и задыхающимся в тесной красной камере (невольной возникает ассоциация с состоянием гипоксии зародыша). Вообще-то тема зачатия, как предпосылки возникновения чего-то нового и прекрасного присутствует в фильме начиная со второй части, когда действие переносится в околоземное пространство. В прекрасном, гармоничном и ритмичном Космосе навстречу друг другу сближаются два спутника - американский и русский. Русская околоземная космическая станция раз в 10 превосходит по размерам американский спутник, округлой формы и передвигается очень медленно, инертно вращаясь вокруг Земли. Небольшого размера, заостренный и быстро передвигающийся американский шаттл приближается к ней. Оба устройства начинают вращаться в такт звездам, словно вальсируя вместе с ними и одновременно синхронизируя вращение друг с другом. Только после этого они сливаются, чтоб стать очередным наглядным и красивым подтверждением того, что жизнь на Земле неразрывно и нерушимы связана с Космосом и его ритмами. Мы начинаем буквально ощущать космичность человеческого бытия. С другой стороны образ может толковаться как конечное слияние и союз двух противоборствующих держав (во времена, когда снимался фильм, противостояние между двумя сильными странами - США и Советским Союзом - приковывало внимание всего мира). В итоге герой, пройдя чреду смертельных испытаний, долетает до звездных врат у орбиты Юпитера.
Удивительным образом творение кинематографа 20-ого столетия перекликается с поэмой великого Данте - "Божественной Комедией".Ведь поэма Данте начинается с погружения в ад, в бушующий котел самых ужасных страстей и пороков. То же самое нас заставляет пережить Стэнли Кубрик, столь реалистично показав доисторическую Землю. По сути, этот период истории является так же частью нашей души - бессознательной, животной частью, в которой бушуют первоначальные инстинкты и агрессия. Вспомним, что погружение в ад у Данте начинается с видения нескольких животных, так же символизирующих пороки.
Промежуточная стадия - чистилище - находится в околоземном пространстве. Показательно, что у Кубрика на этой стадии людей очень многое роднит с обезьянами - например, они все время появляются в кадре поглощающими пищу. Налицо так же борьба и противостояние, но в более утонченной и цивилизованной форме. Невольно создается впечатление, что людьми по-прежнему движут те же изначальные мотивы - голод, страх, борьба за территорию. Далее мы переносимся в межзвездное пространство, и как и Данте, достигаем границ Солнечной системы. Изначально по сценарию планировалось показать орбиту Сатурна, однако тогдашние технические возможности не позволили достаточно реалистично воссоздать кольца Сатурна. В итоге пришлось действие переместить на Юпитер. У орбиты Сатурна взору поэта предстает бесконечная лестница в небеса, а современному путешественнику-космонавту - Звездные Врата. Так величайшая космическая одиссея всего человечества близится к своему финалу. В третий раз проигрывается знакомая планетарная конфигурация - на этот раз Юпитер со своими спутниками выстраиваются на одной линии, знаменуя очередной драматическийпрорыв в эволюции человека. Фиолетовым в звездном свете предстает на этот раз черный монолит, который является в фильме фактором, побудившим человека совершить великую Одиссею. У итальянского поэта этой движущей силой была его возлюбленная Беатриче, а в фильме - это извечная Загадка, черный монолит.
Наконец, в финале герой проносится через звездные врата. По пути он переживает ряд откровений, ему словно открываются тайны бытия в образах и видениях. Возникает так же ассоциация с процессом рождения, описанным пациентами американского психолога Станислава Гоффа, а так же переживанием рождения и смерти, к которому часто прибегали шаманы древности. Примечательно, что перед самым моментом рождения, как описывает С. Грофф в своих книгах, человек, как правило, переживает свою смерть. То же происходит и с космонавтом - быстро, словно в компрессированном варианте, и безмолвно он переживает стадии своей жизни - молодость, зрелость, старость, и наконец - смерть.
Перед самой смертью появляется Черный Монолит, в очередной раз подтверждая связь символа монолита с вечной загадкой жизни и смерти. Но разгадка приходит непосредственно сразу после смерти героя, когда в кадре появляется сияющее Звездное Дитя, способное путешествовать по космосу без всяких технических приспособлений. Получив посвящение и познав великую Тайну человечества, перерожденный герой возвращается на Землю, сопровождаемый торжественными аккордами из " Так говорил Заратустра" . Вспоминается так же торжественный финал поемы Данте, в котором герой точно так же возвращается на Землю ( пробуждается ото сна) :
Тут изнемог высокий духа взлет, Но страсть и волю мне уже стремила, Как если б колесу дан ровный ход, Любовь, что движет Солнце и светила. |
Интересно, что в финале фильма так же вспоминаются учения алхимиков о трансформации вещества - ведь как выяснилось, они говорили в аллегорической форме о трансформации человеческой души. Первая стадия - Nigredo ( от латинского Нигер - черный). Происходит познание тени, своих негативных и отвергаемых качеств.Человек находится в полубессознательном состоянии. Следующая стадия - Альбедо ( от латинского albus - белый). Символически связывается с Луной. Начинается процесс отмывания черноты, но человек еще не пробужден окончательно. Наконец на третьей стадии - Rubedo, человек окончательно пробуждается и познает сбои истинные возможности. Стадия Rubedo символически связана с Солнцем, и таким образом, затмение трех небесных тел , показанное несколько раз в фильме, может так же быть сведено к алхимической аллегории..
Невольно приходит на ум так же аналогия с индийскими мифами, где в аллегорической форме представлена эволюция человека - по поверьям индусов, Vishnu сперва воплощается в образе животных, после - человека, и в последствии придет как сверхчеловек и Спаситель.
Естественно, можно привести еще огромное количество аналогий и объяснений образам и символам фильма. Но для полного его понимания , лучше всего, минуя слова, воспринимать и впитывать произведение душой, ибо оно говорит на вечном и универсальном языке ритмов, цветов и вибраций. Только так, проникая в нашу душу при помощи вечных символов и знаков, искусство может раскрыть нам красоту, гармонию и единство Вселенной и нашего бытия.
* |
Оригинал статьи взят с сайта http://www.netflute.com/helen/ |