Главная

Астропсихология политики

Астропсихология бизнеса

Словарь

Статьи

Ссылки

Контакты

К. Г. Юнг - Астрологический эксперимент

Комментарий - почему эта глава из книги Юнга "Синхронистичность" появилась на Окулусе.

____________

"Астрологический эксперимент" - это глава из книги К.Г. Юнга "Синхронистичность". На наш взгляд она проливает свет на некоторые вопросы, столь часто поднимаемые противниками астрологии. Примерами могут служить телевизионные программы с участием астролога и астронома, однотипные шоу, где методология астрологии рассматривается через призму таких понятий, как массы планет, расстояния, тяготения и пр., совершенно упуская главное –

парадигма астрологии намного сложнее и она включает в себя альтернативный причинно-следственному механизму принцип синхронистичности. Планеты, символизирующие основные качества архетипов, и их угловые соотношения (аспекты) являются частью глубокого, тонкого механизма взаимосвязи между психикой человека и космосом.

Научный эксперимент Юнга, доказывающий подчинение внешних явлений и психических процессов глубокому и непостижимо сложному порядку, указывает на ряд уникальных особенностей, которые возводят астрологию в ранг искусства владения интуицией, что совершенно не исключает использование методологии традиционной научной астрологии, но значительно расширяет возможности астролога, который готов стать на более высокую и широкую точку зрения.

Для детерминистского подхода с его стремлением все процессы во вселенной рассматривать как цепочку причин и следствий цитата, приведенная ниже, выглядит абсурдной. Но с точки зрения многолетних исследований Юнга она является ключевой для понимания уникальности и сложности парадигмы астрологии.

Если бы астрологи (подавляющее большинство их них) больше уделяли внимания статистике и оценивали справедливость своих толкований с научной точки зрения, то они уже давно обнаружили бы, что их утверждения основаны на очень ненадежном фундаменте. Но я полагаю, что в их случае, так же как в случае со мной, существовало тайное, молчаливое, взаимное согласие между материалом и психическим состоянием астролога.

«Астрологический эксперимент» Юнга – это эмпирически полученное доказательство существования синхронистичности, важной и жизнеспособной альтернативы принципа причинности. По сути это дополнительный ключ в астроконсультировании, который не столько облегчает поиск ответов, сколько обращает внимание на тонкости процесса взаимодействия астролога с предметом исследования (или клиентом) и особый смысл ситуации, которая зачастую дает астрологу обратную связь.

Ирина Звягина

19.03.08

-------------------------------------------------------------------

Астрологический эксперимент

Как я уже сказал, нам нужны два различные факта: астрологическая комбинация и семейное положение.

рис. Taralex

Предлагаемый к изучению материал, а именно, набор брачных гороскопов, был любезно предоставлен мне различными брачными парами из Цюриха, Лондона, Рима и Вены. Поначалу этот материал собирался исключительно в астрологических целях, поэтому собиравшие его люди не подозревали, что он будет связан с настоящим исследованием. Это факт я должен особо подчеркнуть, поскольку меня могут упрекнуть в том, что материал подбирался специально для моего исследования. Это не так; все примеры выбраны наугад. Гороскопы, или, скорее, даты рождений, расположены в хронологическом порядке, то есть так, как их доставляла почта. Когда накопились гороскопы 180 брачных пар, в сборе материала был сделан перерыв, во время которого были проанализированы все 360 гороскопов. Эта первая партия стала объектом "пилотного" исследования, поскольку я хотел испытать методы, которые планировал применять в будущем.

Поскольку материал изначально собирался для того, чтобы проверить эмпирические основы этого интуитивного метода, то будет уместно сделать несколько общих замечаний о мотивах, побудивших меня к сбору этого материала.

Брак — это хорошо характеризуемый факт, потому что его психологический аспект демонстрирует все мыслимые виды вариаций. С астрологической точки зрения, именно этот аспект брака наиболее заметно проступает в гороскопе. Возможность того, что охарактеризованные гороскопами индивиды поженились друг с другом, так сказать, случайно, обязательно отступит на задний план; любой внешний фактор можно оценить с астрологической точки зрения, но только в той степени, в какой он представлен психологически. Принимая во внимание большое количество характерологических вариаций, мы вряд ли можем надеяться на то, брак можно охарактеризовать посредством только одной астрологической конфигурации; наоборот, если астрологические предположения вообще окажутся правильными, то на предрасположенность в выборе партнера по браку будут указывать несколько конфигураций.

В этой связи я должен привлечь внимание читателя к хорошо известному соответствию между пятнами на солнце и кривой смертности. Связующим звеном являются возмущения в магнитном поле земли, которые в свою очередь вызваны флуктуациями в протоновом солнечном излучении. Эти флуктуации оказывают воздействие и на "радиопогоду", возмущая ионосферу, которая отражает радиоволны. Исследование этих возмущений указывает на то, что соединения, оппозиции и квадратуры планет играют значительную роль в увеличении протонового излучения, вызывая тем самым электромагнитные бури. С другой стороны, благоприятные с астрологической точки зрения трины и секстили вроде бы создают ровную радиопогоду.

Эти наблюдения дают нам возможность взглянуть на возможную причинную основу астрологии под неожиданным углом. По крайней мере, это определенно относится к погодной астрологии Кеплера. Но также возможно и то, что помимо уже доказанного физиологического воздействия протонового излучения, существует и его психическое воздействие, которое лишает астрологические утверждения их случайной природы и помещает их в рамки причинного объяснения. Хотя никто не знает, на чем строится достоверность наталъного гороскопа, вполне вероятным будет предположение, что между планетными аспектами и психофизическими качествами существует причинная связь. Поэтому будет разумнее считать результаты астрологических наблюдений не синхронистическими феноменами, а явлением причинного происхождения. Ибо там, где существует даже очень слабый намек на наличие причины, существование синхронии представляется весьма и весьма сомнительным.

В любом случае, в настоящее время у нас нет достаточных оснований полагать, что астрологические результаты являются чем-то большим, чем простой случайностью, или что статистика больших чисел дает статистически достоверный результат. Ввиду отсутствия крупномасштабных исследований, я решил изучить эмпирическую основу астрологии, используя большое количество гороскопов брачных пар просто для того, чтобы посмотреть, какие получатся цифры.

Пилотное исследование

Когда у меня накопилась первая партия гороскопов, я сначала занялся соединениями и оппозициями солнца и луны — двумя аспектами, которые в астрологии считаются равносильными (хотя и с противоположным смыслом), то есть обозначающими интенсивные отношения между небесными телами. Вместе с соединениями и оппозициями, Марса, Венеры, Асц. и Дсц они представляют пятьдесят различных аспектов.

Причины, по которым я выбрал именно эти комбинации, станут ясны читателю из замечаний касательно астрологических традиций, сделанных мною в предыдущей главе. Что касается соединений и оппозиций, то здесь мне остается только добавить, что эти аспекты Марса и Венеры гораздо менее важны, чем остальные, что вполне ясно следует из следующего факта: отношения Марса с Венерой могут указывать на любовную связь, но брак — это не всегда любовная связь, а любовная связь — это не всегда брак. Поэтому я включил соединение и оппозицию Марса и Венеры только потому, что хотел сравнить их с другими соединениями и оппозициями.

Поначалу эти пятьдесят аспектов были исследованы применительно к 180-ти брачным парам. Разумеется, что эти 180 мужчин и 180 женщин могли быть перемешаны и в неженатые пары. Понятно, что если любой из 180-ти мужчин мог быть соединен в пару с любой из 179-ти женщин, помимо его жены, то мы, фактически, можем изучать 180 х 179 = 32 220 неженатых пар в рамках 180-ти браков. Это и было сделано, и анализ аспектов неженатых пар сравнивался с аспектами брачных пар. Для всех расчетов брался орбис в 8 градусов по часовой стрелке и против часовой стрелки, не только в границах знака, но и за его пределами. Впоследствии к первой партии были добавлены еще две, по 220 и 83 брака соответственно, так что всего было изучено 483 брачных пары или 966 гороскопов. В первой партии наиболее часто встречалось соединение Солнце-Луна во второй — соединение Луна-Луна (10, 9%), а в третьей — соединение Луна-Асц. (9,6%).

Меня, естественно, прежде всего интересовал вопрос вероятности: были ли полученные нами максимальные результаты "значимыми" цифрами или нет?; то есть были они вероятными или нет? Сделанные математиком расчеты категорически указывали на то, что средняя для всех трех партий цифра в 10 % далека от того, чтобы быть значимой. Ее вероятность слишком велика; иными словами, нет никаких оснований для предположения,

что наши лучшие результаты являются чем-то большим, чем просто дисперсиями случайной величины.

Таблица 1

Анализ первой партии

Сначала мы пересчитали соединения и оппозиции между Солнцем, Луной, Марсом, Венерой, Асц и Дсц применительно ко всем 180-ти брачным и 32 220-ти неженатым парам. Результаты даны в Таблице 1, в которой аспекты расставлены соответственно частоте их присутствия в брачных и неженатых парах.

Понятно, что частота присутствия этих аспектов, показанная в колонках 2 (брачные пары) и 4 (неженатые пары) таблицы 1 не может быть объектом прямого сравнения, поскольку в первом случае речь идет о 180 парах, а во втором — о 32 220-ти. Поэтому, в колонке 5 мы даем числа из колонки 4, умноженные на фактор 180/32 220. В таблице 2 показано отношение между числами из колонок 2 и 5 таблицы 1, которые расположены в соответствии с частотой; например, отношение для соединения Солнце-Луна составляет 18:8,4 = 2, 14.

Статистику эти цифры ни о чем не говорят, поэтому бесполезны, поскольку являются случайными дисперсиями. Но глядя на вещи с психологической точки зрения, я отбросил мысль о том, что мы имеем деле с простьши случайными числами. В общей картине естественных событий замечать исключения из правил так же важно, как и средние величины. В этом и заключается недостаток статистической картины: она однобока, поскольку представляет только средний аспект реальности и исключает полноту картины. Статистический взгляд на мир — это простая абстракция, стало быть он неполон и даже ошибочен, особенно когда речь идет о психологии человека. Поскольку в качестве случайности максимум и минимум все-таки встречаются, то они являются фактами, которые я и намерен изучать.

Что поражает нас в таблице 2, так это неравномерность частот. Верхние семь и нижние шесть аспектов демонстрируют довольно сильную дисперсию, а показатели, расположившиеся посередине, имеют тенденцию скапливаться вокруг пропорции 1:1. Я вернусь к этой бросающейся в глаза неравномерности в специальном графике.

Таблица 2

Интересным моментом является подтверждение традиционного астрологического и алхимического соответствия между браком и аспектами Луна-Солнце:

(жен.) Луна d (муж.) Солнце 2,14 : 1

(жен.) Луна 8 (муж.) Солнце 1,61 : 1

В то же самое время аспекты Венера-Марс никак не выделяются.

Анализ пятидесяти возможных аспектов показывает, что в случае с брачными парами имеются пятнадцать конфигураций, частота присутствия которых значительно превышает пропорцию 1:1. Первое место принадлежит вышеупомянутому соединению Луна-Солнце, а второе и третье места принадлежат соединению между (жен.) Асц. и (муж.) Венерой (пропорция 1,89 : 1), и (жен.) луной и (муж.) Асц. (пропорция 1,68 : 1). Тем самым подтверждается традиционное значение асцендента.

Из этих пятнадцати аспектов, лунный аспект четыре раза приходится на женщин, в то время как среди остальных тридцати пяти возможных аспектов присутствуют только шесть лунных. Это значит, что пропорция всех лунных аспектов составляет 1,24 : 1. Средний показатель приведенных в таблице четырех вышеупомянутых лунных аспектов составляет 1,74 : 1. Луна явно встречается чаще у женщин.

Что касается мужчин, то здесь соответствующую роль играет не солнце, а ось Асц. — Десц. Из представленных в таблице 2 пятнадцати аспектов, эти аспекты шесть раз встречаются у мужчин и только два раза у женщин. Если говорить о мужчинах, то средний показатель этих аспектов составляет 1,42 : 1, при том, что средний показатель всех мужских аспектов между Асц. или Десц. с одной стороны, и одним из четырех небесных тел, с другой, ; составляет 1,22 : 1.

Таблица 3

Сравнение показателей всех партий

Я исследовал большее количество брачных гороскопов, соединив первую партию из 180 со второй партией из 220 таковых, создав тем самым группу из 400 брачных гороскопов (или 800 индивидуальных). Результаты вы можете видеть в табл. 3, хотя я ограничился максимальными числами, которые явно превышают медиану. Числа даны в процентном выражении.

В первой колонке даны результаты 180 пар первой партии, а во второй — результаты 220 пар второй партии, составленной более чем годом позже. Вторая колонка отличается от первой не только аспектами, но и демонстрирует значительное понижение частоты появления. Единственным исключением является верхнее число, представляющее классическое Луна в соед. с Луной. Оно занимает место не менее классического Луна в соединении с Солнцем из первой колонки. Из четырнадцати аспектов первой колонки во второй присутствуют только четыре, но три из них являются лунными аспектами, и это соответствует астрологическим ожиданиям. Отсутствие соответствия между аспектами первой и второй колонок указывает на значительные различия в материале, то есть имеет место сильная дисперсия. Это можно увидеть из совокупных показателей 400 пар: в результате ослабления дисперсии наблюдается их сильное снижение. Это еще более ясно видно из табл. 4, в которую добавлены показатели третьей партии.

Таблица 4

В эту таблицу включены цифры частоты появления трех наиболее часто встречающихся аспектов: двух лунных соединений и одной лунной оппозиции. Наивысший средний показатель наблюдается в первой партии из 180 пар и составляет 8,1%; во второй партии из 220 пар средний показатель опускается до 7,7%; а в третьей партии из 83 пар он составляет всего 5,6%. В первых двух партиях (180 и 220 пар) максимальные показатели относятся к одним и тем же аспектам, Луна–Солнце, Луна-Луна, но в последней партии (83 пары) максимальный показатель приходится на другие аспекты, а именно Асц. соед. Луна, Солнце соед. Венера, Солнце соед. Марс . Средний максимальный показатель этих четырех аспектов составляет 8,7%. Эта высокая цифра превышает самый высокий средний показатель (8,1%) первой группы (180 пар), что говорит лишь о том, насколько случайны были наши первоначальные "благоприятные" результаты.

Тем не менее, стоит указать на забавный факт: в последней партии максимальный показатель (9,6%) приходится, о чем мы говорили выше, на аспект Асц соед. Луна , то есть на другой лунный аспект, который якобы особенно характерен для брака. Это, вне всякого сомнения, есть lusus naturae*, только очень странная, поскольку традиционно считается, что асцендент или "horoscopus", вместе с солнцем и луной образуют троицу, определяющую судьбу и характер. Если бы кто-нибудь захотел фальсифицировать статистические показатели, чтобы привести их в соответствие с традицией, то он не смог бы придумать ничего лучшего.

В табл. 5 включены максимальные показатели неженатых пар.

Таблица 5

Максимальные частоты в % для
1 300 пар, подобранных наугад 7,3.
2 325 пар, подобранных с помощью жребия 6,5.
3 400 пар, подобранных с помощью жребия 6,2.
4 32 220 пар 5,3.

Первый результат был получен моей сотрудницей, доктором Лилианой Фрей-Рон. Она сложила гороскопы мужчин в одну стопку, гороскопы женщин — в другую, и образовала пары, снимая с верха каждой стопки по гороскопу. Разумеется, были предприняты меры, чтобы случайно не совпали гороскопы людей, находящихся в браке. Получившийся в результате показатель частоты присутствия (7,3) очень высок по сравнению с гораздо более вероятной максимальной цифрой, полученной для 32220 пар и составляющей всего 5,3. Первый результат показался мне несколько сомнительным. Поэтому я предложил не комбинировать пары самим, а прибегнуть к следующему способу: 325 мужских гороскопов были пронумерованы, их номера записаны на отдельных бумажках, брошены в миску и перемешаны. Затем мы пригласили человека, который ничего не знал ни об астрологии, ни о психологии, не говоря уже о цели данного исследования, и попросили его вытаскивать бумажки из миски по одной, не глядя на них. Вытащенный номер образовывал пару с верхним в стопке женским гороскопом. Снова были приняты меры, исключавшие случайное совпадение гороскопов мужа и жены. Таким образом были получены 325 искусственных пар. Результат — 6,5, что несколько поближе к вероятному. Еще более вероятный результат был получен от 400 пар. Но даже и эта цифра (6,2) все равно слишком высока.

Несколько любопытное поведение наших цифр привело к дальнейшему эксперименту, результаты которого я привожу здесь со всей необходимой осторожностью, хотя мне представляется, что они проливают кое-какой свет на статистические вариации. В нем приняло участие три человека, психологический статус которых был хорошо известен. Эксперимент заключался в том, чтобы выбрать наугад 400 брачных гороскопов и 200 из них обозначить номерами. Двадцать из числа последних выбирались "объектом" при помощи жребия. Эти двадцать брачных пар изучались на предмет наших пятидесяти характеристик брака статистическим методом.

Первым "объектом" была женщина-пациентка, которая ко времени эксперимента оказалась в состоянии острого эмоционального возбуждения. Оказалось, что из двадцати марсианских аспектов проявилось десять, то есть показатель частоты составил 15,0; лунных аспектов присутствовало девять, стало быть показатель частоты составил 10,0; и солнечных аспектов тоже оказалось девять, то есть показатель частоты равнялся 14,0. Классической чертой Марса является его эмоциональность, которую в данном случае поддерживало мужское солнце. В отличие от наших общихрезультатов здесь наблюдается доминирование аспектов Марса, что полностью соответствует психическому состоянию "объекта".

Вторым "объектом" была женщина-пациентка, основной проблемой которой была неспособность реализовать и утвердить свою личность, т.к. испытывала склонность к ее подавлению. В этом случае осевые аспекты (Асц., Десц.), которые, по идее, характеризуют личность, проявились двенадцать раз, то есть показатель частоты составил 20,0, а показатель частоты лунных аспектов достиг отметки в 18,0. Этот результат, если рассматривать его с астрологической точки зрения, полностью соответствовал реальным проблемам "объекта".

Третьим "объектом" была женщина с сильными внутренними противоречиями, то есть ее основной проблемой были единение и примирение. Лунные аспекты проявились четырнадцать раз (показатель частоты — 20,0), показатель частоты солнечных аспектов составил 15,0, а осевые аспекты проявились девять раз, то есть показатель частоты составил 14,0. Явно доминировало классическое coniunctio Soils et Lunae как символ единения противоположностей.

Этот эксперимент доказал, что выбор семейных гороскопов с помощью жребия подвергается определенному воздействию, и этот факт соответствует нашему пониманию "Книги Перемен" и других ворожейных обрядов.

Хотя все эти цифры вполне находятся в пределах вероятности и поэтому не могут считаться чем-то большим, чем простой случайностью, каждая из них на удивление точно соответствовала психическому состоянию "объекта", что само по себе является пищей для размышлений. Психическое состояние было охарактеризовано как ситуация, в которой озарение и принятие решения наталкиваются на непреодолимую преграду противостоящего воле бессознательного. Это относительное поражение сил осознающего разума создает современный архетип, который в первом случае проявляется в виде Марса, эмоционального maleficus*, во втором случае — в виде укрепляющей личность уравновешенной осевой системы, а в третьем — в виде "священного брака" или coniunctio крайних противоположностей. Психическое и физическое события (а именно, проблемы "объекта" и выбор им гороскопа), похоже, соответствуют природе находящегося на заднем плане архетипа и потому могут представлять синхронистический феномен.

Поскольку я не очень силен в высшей математике и не мог обойтись без помощи профессионала, то я попросил профессора Маркуса Фиерца из Базеля высчитать вероятность моих максимальных цифр. Он любезно согласился выполнить эту работу и, используя распределение Пуссона, определил вероятность первых двух максимальных цифр, как 1 : 10 000, а вероятность третьей максимальной величины, как 1 : 13008а. Позднее, проверяя свои расчеты, он обнаружил ошибку, исправление которой привело к тому, что вероятность двух первых цифр значительно выросла и стала равняться 1 : 15009. Дальнейшая проверка показала, что вероятности трех максимумов составляют соответственно 1 : 1000, 1 : 10 000, 1 : 5010. Из этого ясно следует, что хотя наши лучшие результаты — Луна – Солнце и Луна - Луна — на практике весьма маловероятны, но теоретически они настолько вероятны, что у нас практически нет оснований считать непосредственные результаты нашего статистического исследования чем-то большим, чем простой случайностью. Например, если вероятность того, что я смогу дозвониться нужному мне человеку составляет 1 : 1000, то я скорее всего не стану дожидаться когда меня с ним соединят и предпочту написать ему письмо. Наше исследование указывает не только на то, что показатели частоты присутствия приближаются к средней величине по мере увеличения количества брачных пар, но также и на то, что любое формирование пар "вслепую" дает сходные статистические пропорции. С научной точки зрения результат нашего исследования в некотором смысле говорит не в пользу астрологии, поскольку все вроде бы указывает на то, что в случае больших чисел исчезает разница между показателями частот появления брачных аспектов у брачных и неженатых пар. Таким образом, с научной точки зрения вряд ли можно доказать, что астрологическое соответствие является чем-то вроде закономерности. В то же самое время не так уж легко парировать возражения астрологов, что мой статистический метод слишком произволен и слишком груб, чтобы с его помощью можно было правильно оценивать многочисленные психологические и астрологические аспекты брака.

Итак, существенным результатом нашей астрологической статистики остается тот факт, что в первой партии из 180 гороскопов отчетливый максимум составляет 18 для Луны и Солнца , а во второй партии из 220 гороскопов максимальный показатель частоты появления составляет 24 для Луны и Луны . Эти два аспекта традиционно упоминались в старинной литературе в качестве характеристик брака, стало быть они представляют самую древнюю традицию. В третьей партии из 83 гороскопов показатель частоты появления для Луны и Асц. составляет 8. Как мы уже говорили, эти максимумы имеют вероятность 1:1000, 1:10 000 и 1:50 соответственно. Я хотел бы проиллюстрировать все это следующим примером:

Берем три спичечных коробка, в первый помещаем 1000 черных муравьев, во второй — 10 000, в третий — 50. В каждый коробок помещаем по одному белому муравью. В каждом коробке просверливаем дырочку, маленькую настолько, что в нее может протиснуться только один муравей. Из каждой коробочки первым выберется белый муравей.

Шансов на то, что это произойдет именно так практически нет. Даже в первых двух случаях вероятность составляет 1:1000x10 000, что означает, что такое совпадение может иметь место один раз на 10 000 000 случаев. Невероятно, чтобы кому-нибудь удалось стать свидетелем этого. Но в моем статистическом исследовании три выделяемых в астрологической традиции соединения сошлись именно самым невероятным способом.

Однако точности ради следует сказать, что из коробка первым вылезает не тот же самый белый муравей. То есть хотя всегда имеет место лунное соединение и оно всегда является "классически" решающе важным, тем не менее, это все разные соединения, потому что луна каждый раз соединяется с другим партнером. Разумеется, существуют три основных компонента гороскопа, а именно асцендент, или градус восхождения зодиакального знака, который характеризует момент, луна, которая характеризует день, и солнце, которое характеризует месяц рождения. Поэтому, если мы рассмотрим только первые две партии, мы должны предположить наличие в каждом коробке двух белых муравьев. Эта поправка повышает вероятность совпадения лунных соединений до 1:2 500 000. Если же мы примем к рассмотрению и третью партию, то вероятность совпадения трех классических лунных аспектов составляет 1 : 62 500 000. Первая пропорция важна даже сама по себе, поскольку она показывает очень низкую вероятность совпадения. Но совпадение с третьим лунным соединением настолько поразительно, что похоже на подтасовку в пользу астрологии.

Стало быть, если было бы установлено, что результат нашего эксперимента имеет значительную — то есть большую, чем простая случайность — вероятность, то точность астрологии была бы доказана как нельзя более лучше.

Если же цифры, напротив, оказываются в пределах ожидаемой случайности, то они не подтверждают заверения астрологов, а просто случайно имитируют идеальный с точки зрения астрологов результат. С вероятностной точки зрения это есть ни что иное, как случайный результат, и тем не менее его можно назвать "смысловым совпадением", исходя из того факта, что он оправдал ожидания астрологов. Это и есть то, что я называю синхронистическим феноменом. Статистически значимое утверждение относится только к событиям, которые случаются регулярно, и если его принимают за аксиому, то все исключения из правила просто отбрасываются. В результате появляется обычная усредненная картина естественных событий, но не истинное изображение мира таким, каков он есть. Однако исключения — а мои результаты являются исключениями, и к тому же самыми невероятными — так же важны, как и правила. Если бы не было исключений, то даже статистика не имела бы смысла. Нет такого правила, которое было бы истинным при любых обстоятельствах, потому что мы живем в реальном, а не статистическом мире. Ввиду того, что статистический метод выдает только средние результаты, он создает искусственную и исключительно концептуальную картину реальности. Вот почему для полного описания и объяснения природы нам необходим дополнительный принцип.

Если мы сейчас вспомним результаты экспериментов Рейна и особенно тот факт, что они в значительной степени зависели от активного интереса субъекта, то мы можем считать то, что случилось в нашем случае, синхронистическим феноменом. Статистический материал показывает, что имела место как практически, так и теоретически невероятная комбинация случайностей, самым поразительным образом совпавшая с традиционными ожиданиями астрологов. Такое совпадение настолько невероятно и невозможно, что никто не рискнул даже предположить что-либо в этом духе. Дело действительно выглядит таким образом, будто статистический материал был подтасован с целью получения положительного результата. Необходимые для синхронистического феномена эмоциональные и архетипические условия были уже заданы, поскольку я и моя сотрудница конечно же были живо заинтересованы в результате эксперимента, не говоря уже о том, что вопрос синхронии занимал меня в течение многих лет. Мне кажется, что имело место следующее событие (которое, вероятно, происходило довольно часто, если принять во внимание древность астрологической традиции): мы получили результат, который, скорее всего, до нас получали уже многие.

Если бы астрологи (подавляющее большинство их них) больше уделяли внимания статистике и оценивали справедливость своих толкований с научной точки зрения, то они уже давно обнаружили бы, что их утверждения основаны на очень ненадежном фундаменте. Но я полагаю, что в их случае, так же как в случае со мной, существовало тайное, молчаливое, взаимное согласие между материалом и психическим состоянием астролога. Это соответствие просто случилось, как любое приятное или неприятное происшествие, и я сомневаюсь, что наука сможет доказать, что оно является чем-то большим. Совпадение может ввести человека в заблуждение, но нужно быть очень уж толстокожим, чтобы не поразиться тому факту, чтобы из пятидесяти возможностей три раза выпали именно те, которые традиционно считаются типичными.

Словно желая сделать этот поразительный результат еще более впечатляющим, мы обнаружили, каким образом был использован бессознательный обман. Поначалу, работая со статистическими данными, я сбился с пути из-за многочисленных ошибок, которые, к счастью, вовремя обнаружил. Когда я решил эту проблему, я забыл упомянуть в швейцарском издании этой книги, что сравнение с муравьями применительно к нашему эксперименту уместно только в том случае, если подразумевается присутствие двух или трех белых муравьев в каждом коробке. Это значительно увеличивает вероятность наших результатов. Затем, в самую последнюю минуту, профессор Фиерц, в очередной раз проверяя вероятность результатов своих расчетов, обнаружил, что был введен в заблуждение фактором 5. Вероятность наших результатов возросла еще больше, хотя они и не достигли того уровня, который можно было бы рассматривать как достоверный. Все ошибки имеют тенденцию преувеличивать результаты в пользу астрологии и усиливают подозрение насчет жульничества и подтасовки фактов. Это подозрение настолько оскорбительно, что те, к кому оно относилось, предпочли даже не отвечать на него.

Однако, из своего большого опыта в этих вещах я знаю, что спонтанные синхронистические феномены, так сказать, "кнутом ли, пряником ли", но заставляют наблюдающего их человека принять участие в происходящих событиях, а иногда делают его их составным элементом. Эта опасность присуща всем экспериментам по парапсихологии. Ярким тому примером служит зависимость ЭСВ от эмоционального состояния экспериментатора и испытуемого. Поэтому я считаю своим научным долгом дать наиболее полное описание результата и показать, как не только статистический материал, но и психические процессы заинтересованных сторон подверглись воздействию синхронистического феномена. Несмотря на то, что, исходя из горького опыта, я проявил достаточную осторожность и дал посмотреть свой первоначальный отчет (из швейцарского издания) четырем компетентным лицам, среди которых были два математика, я слишком рано позволил себе успокоиться и потерял бдительность.

Внесенные поправки ни в коей мере не меняют того факта, что максимальную частоту присутствия продемонстрировали три классических лунных аспекта.

Для того, чтобы окончательно убедиться в случайной природе результата, я предпринял еще один статистический эксперимент. Я сломал первоначальный и случайный хронологический порядок и такое же случайное деление на три партии, соединив первые 150 брачных пар с последними 150, причем последние я расположил в обратном порядке; то есть верхний гороскоп одной стопки я соединил с нижним гороскопом другой и продолжал в том же духе. Затем я разделил 300 брачных пар на три группы по сто в каждой.

Результат исследования первой группы забавен, поскольку только у пятнадцати из 300 брачных пар не оказалась всех пятидесяти выбранных аспектов. Исследование второй группы принесло две максимальные цифры, из которых вторая снова представляет классическое соединение. Третья группа дала максимальный показатель Луна - Асц., который мы уже знаем как третье "классическое" соединение. Общий результат показывает, что другая расстановка брачных пар наугад может дать результат, который будет отличаться от предыдущего общего результата, но в котором по-прежнему будут присутствовать классические соединения.

Результат нашего эксперимента совпадает с тем, что мы знаем о ворожейных методах. Складывается впечатление, что эти и им подобные методы создают благоприятные условия для появления "смысловых совпадений". Действительно, проверить синхронистические феномены очень трудно, а подчас и невозможно. Тем более следует высоко оценить достижения Рейна в демонстрации (на обычном материале) совпадения психического состояния с соответствующим объективным процессом. Несмотря на то, что статистической метод, в принципе, практически не годится для оценки нестандартных событий, эксперименты Рейна, тем не менее, выдержали сокрушительный удар статистики. Поэтому результаты этих экспериментов должны приниматься в расчет всеми, кто исследует синхронистические феномены.

Принимая во внимание уравнивающее воздействие, какое статистический метод оказывает на количественное определение синхронии, мы должны задаться вопросом, каким образом Рейну удалось получить положительные результаты. Я утверждаю, что ему ни за что не удалось бы получить таких результатов, если бы он проводил свои эксперименты только с одним "объектом» и с очень немногими. Ему было нужно постоянное возобновление интереса, эмоция, с характерным для нее abaissement mental, который перевешивает чашу весов в пользу бессознательного. Только таким образом можно до определенной степени релятивизировать пространство и время, уменьшая, тем самым, шансы причинного процесса. Тогда происходит то, что является своеобразным creatio ex nihilo, актом творчества, которому нельзя дать причинное объяснение. Ворожейные методы своей эффективностью обязаны той же самой связи с эмоциональностью: обращаясь к способностям бессознательного они стимулируют интерес, любопытство, надежду и страх, что приводит к соответствующему преимуществу бессознательного.

Эффективными (нуминозными) факторами, действующими в бессознательном, являются архетипы. Подавляющее большинство спонтанных синхронистических феноменов из тех, что мне довелось наблюдать и анализировать, были явно и непосредственно связаны с архетипами. Это само по себе является непредставимым, психоидным фактором коллективного бессознательного. Последнее не может быть локализовано, потому что оно либо, в принципе, полностью присутствует в каждом индивиде, либо повсеместно является одинаковым. Вы не можете с уверенностью сказать, что процессы, которые вроде бы протекают в коллективном бессознательном данного отдельного индивида, не происходят в других индивидах, организмах, вещах или ситуациях.

Например, когда в мозгу Сведенборга возникла картина пожара в Стокгольме, там действительно в это самое время бушевал настоящий пожар. Между этими двумя событиями не имеется никакой доказуемой или даже мыслимой связи. Мне определенно не хочется доказывать наличие здесь архетипической связи. Я бы только указал на тот факт, что определенные моменты биографии Сведенборга проливают яркий свет на его психическое состояние. Мы вынуждены предположить, что имело место понижение порога сознания, в результате чего ему открылся доступ к "абсолютному знанию". В определенном смысле стокгольмский пожар пылал и в Сведенборге. Для бессознательной психе пространство и время взаимосвязаны; то есть знание оказывается в континууме пространства-времени, в котором пространство уже не пространство, а время уже не время. Стало быть, если бессознательное может развивать или поддерживать свой потенциал в направлении сознания, то возникает возможность восприятия (или "знания") параллельных событий.

В сравнении с работой Рейна огромный недостаток моей астрологической статистики заключается в том, что весь эксперимент был проведен только на одном испытуемом, на мне самом. Я не экспериментировал с большим количеством испытуемых; мой (и только мой!) интерес оживляло разнообразие материала. Поэтому я находился в положении испытуемого, который сначала полон энтузиазма, но потом остывает, поскольку привыкает к эксперименту. Поэтому результат ухудшался по мере роста количества экспериментов, что в данном случае соответствовало появлению нового материала, так что большие числа только размывали "благоприятный" первоначальный результат. Мой последний эксперимент также доказал, что изменение первоначального порядка и произвольное деление гороскопов на группы дает, как этого и можно было ожидать, другую картину, хотя значение этого не вполне понятно.

Правила Рейна можно рекомендовать к применению везде, где (например, в медицине) не задействованы большие числа. Интерес и надежды исследователя могут поначалу синхронистически сопровождаться на удивление благоприятными результатами, несмотря ни на какие предосторожности. Они будут истолкованы как "чудеса" только теми, кто недостаточно хорошо знаком со статистическим характером законов природы.

Если (а это выглядит вполне правдоподобно) "смысловое совпадение" или "пересечение" событий не может быть объяснено причинно, тогда связующим звеном должно являться одинаковое значение параллельных событий; иными словами, их tertium com-parationis* является смысл. Мы настолько привыкли считать смысл психическим процессом или содержимым психики, что нам и в голову не приходит предположить, что он может существовать и за пределами психе. Но наших знаний о психе нам вполне достаточно, чтобы по крайней мере не приписывать ей никаких магических свойств, не говоря уже о том, чтобы приписывать какие-либо магические свойства осознающему разуму. Таким образом, если нам нравится гипотеза, что один и тот же (трансцендентальный) смысл может одновременно проявиться в человеческой психе и во внешнем и независимом событии, то мы сразу же вступаем в конфликт с общепринятыми и гносеологическими взглядами. Если мы хотим, чтобы к нам прислушались, то мы должны все время напоминать себе об исключительно статистической истинности законов природы и об эффекте статистического метода, отвергающего все необычные события. Большая трудность заключается в том, что у нас нет абсолютно никаких научных методов доказательства существования объективного смысла, который как раз и не является обычным продуктом психики. Но мы просто вынуждены прийти к такому заключению, если мы не хотим вернуться к "магической причинности" и приписать психе свойство, которое далеко выходит за эмпирические пределы ее действия.

В этом случае, если мы не хотим расстаться с причинностью, мы вынуждены предположить следующее: либо бессознательное Сведенборга устроило пожар в Стокгольме, либо само это объективное событие каким-то непостижимым образом вызвало в мозгу Сведенборга соответствующие картины.

И в том, и в другом случае встает уже упоминавшийся выше вопрос о "передаче", ответить на который просто невозможно. Какая из гипотез более правдоподобна — это, разумеется, вопрос субъективного мнения. В выборе между магической причинностью и трансцендентальным смыслом нам не поможет и традиция, потому что, с одной стороны, вплоть до наших дней примитивное мышление всегда считало синхронию магической причинностью, а с другой стороны, философия уже с середины восемнадцатого века предполагала наличие тайного соответствия или "смысловой" связи между естественными событиями. Я предпочитаю последнюю гипотезу, потому что она, в отличие от первой, не противоречит эмпирической концепции причинности и может считаться принципом sui generis*. Это обязывает нас, если не исправлять общепринятые ныне принципы естественного объяснения, то, по крайней мере, увеличить их количество. Для операции такого рода нужно иметь очень веские причины. Однако я верю, что высказанные мною выше мысли представляют собой аргумент, требующий тщательного рассмотрения.

Психология, как никакая другая наука, не может себе позволить не обращать внимания на эти вещи. Они слишком важны для понимания бессознательного, не говоря уже об их философском значении.

P.S.

То, что в этих вещах нужно проявлять большую осторожность, доказывает следующий случай: недавно одной моей коллеге пришлось заниматься распределением мест за столом званого обеда. Она подошла к этому старательно и деликатно. Но в последний момент неожиданно появился еще один гость, очень уважаемый человек, которого нужно было любой ценой посадить на почетное место. Схема расстановки гостей была полностью разрушена и было необходимо поспешно создавать новую. Времени на раздумья не было. Когда мы расселись за столом, в непосредственной близости от нежданного гостя сложилась следующая астрологическая картина:

Образовались четыре аспекта (Солнце – Луна) брака. Моя коллега, разумеется, хорошо знала астрологические аспекты брака. Она также была знакома с гороскопами гостей. Но спешка, в которой создавалась новая схема, не оставила ей времени на раздумья, так что бессознательное имело полную свободу тайного устройства "браков".

Используются технологии uCoz